Вы можете зайти в личный кабинет, где доступна вся информация по вашему участку, или остаться
Проект «Мой гектар» в конце прошлого года по итогам пятилетнего развития стал победителем номинации «Лучший проект по развитию сельских территорий» Всероссийской премии «Лучшее для России».
Представители органов власти и эксперты из разных регионов признали проект уникальным с точки зрения сочетания эффективности развития поселков силами собственников и цифрового сопровождения процессов развития сельских территорий. Действительно, таким набором инструментов для развития села не обладает ни одна государственная программа, которая предлагает в аренду гектар земли. Все–таки, у того, кто становится собственником участка, мотивация развивать территорию в разы выше, что и показывает опыт проекта «Мой гектар».
XX век принято называть веком урбанизации, когда сельская местность считалась не слишком привлекательной для проживания. В XXI веке ситуация несколько поменялась, потому что локально периодически возникает угроза голода и сельская местность теперь рассматривается как важная территория для решения вопросов продовольственной безопасности.
Роль сельской местности и дальше будет оставаться важной для мировой экономики, ведь здесь проживает, по состоянию на 2020 год 43,8% населения Земли, а в городах 56,2%. В 2050 году, по среднему варианту прогноза ООН, в сельской местности будет проживать 31,4%, а в городах 68,6% населения Земли. Именно в сельской местности производится сельскохозяйственная, лесная, рыбная и другая важная для жизни человечества продукция.
Согласно итогам переписи 2003 года, в России сельская местность занимает две трети площади страны — 38,8 миллиона человек (или 27%) проживают в сельской местности. Очевидно, что без сохранения и развития села Россия не может сбалансированно развиваться дальше. И дело не только в продовольственной безопасности, хотя именно жители сел способны прокормить себя и часть горожан. Важно сохранить еще и культурные традиции, избежать геополитических рисков, которые возникают, когда люди с насиженного места на селе едут в города, оставляя за собой бесхозные территории.
Что же относится к сельской местности или к сельским территориям в современном мире? По мнению исследователей происхождения термина, «село» – славянское слово, означало селение, в котором находился владелец земель, а окружающие его селения назывались деревни. В начале XX века селом считалось сельское поселение, где была церковь. В селе проживает, как правило, несколько сотен человек, занятых в основном сельскохозяйственным трудом. Здесь культурные традиции, трудовые навыки передаются от отца к сыну, от матери к дочери. Все жители знают своих соседей, высок уровень конформизма, социального контроля».
Что касается понимания, что же такое «сельская территория», то общеизвестное определение: «сельская территория» – это населенный пункт, находящийся в сельской местности, в котором большинство жителей работает в сфере сельского хозяйства. В настоящее время данная формулировка не раскрывает полностью понятие «сельские территории» в контексте сегодняшних потребностей по их развитию.
По мнению председателя Ассоциации градостроительного зонирования и территориального планирования, руководителя Центра правовой поддержки собственников проекта «Мой гектар» Алексея Чернышова, инициативы государства по развитию сельских территорий должны касаться всех сельских территорий, где ведется хозяйственная деятельность — как в сельских населенных пунктах, так и за их границами, то есть на всей территории.
«Смотреть на сельские территории необходимо с точки зрения не только проживания людей, но их трудовой деятельности, причем не только в сельском хозяйстве, но и во всех других видах деятельности, в которых заняты наши граждане. Деятельность на сельских территориях сегодня – это кроме агропромышленного предпринимательства, еще и сельский туризм, ведение садоводства и дачного хозяйства. То есть, нельзя ограничивать такое понятие как «сельские территории» исключительно границами населенных пунктов, соответственно, развивать сельские населенные пункты нужно во взаимосвязи с окружающими их территориями, формируя точки притяжения труда», — прокомментировал специально для Tverigrad.ru Алексей Чернышов.
В последние годы актуальным направлением экономической политики российского правительства стало устойчивое развитие сельских территорий. Российская Федерация после Указа Президента РФ от 01.04.1996 г. № 440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», кажется, действительно перешла к модели устойчивого развития, которая, по плану руководства страны, позволит в итоге обеспечить сбалансированное решение социально – экономических задач и проблем сохранения окружающей среды для будущих поколений. Правительством в тот момент было заявлено, что экономические, социальные, демографические и другие проблемы должны быть решены комплексно в каждом регионе, в том числе, в каждой сельской территории. Последние являются тем самым объектом для практического внедрения принципов и механизмов устойчивого развития. Смена курса – это позитивное начало для перемен. Посмотрим, как было до того как…
Вам интересно знать, откуда в России вообще взялась проблема, что надо село развивать, если изначально преобладающее большинство жило именно на земле? И нам стало любопытно.
Начнем с 90-х годов, когда фиксируется аграрный кризис, в результате чего в 2000–х аграрное производство полностью приватизировал крупный бизнес, именно это уничтожило малое предпринимательство на сельских территориях. Когда в 2016 году была проведена Всероссийская сельхозперепись, оказалось, что по сравнению с предыдущей переписью 2006 года, на 40% сократилось число фермеров и сельхозорганизаций. А других рабочих мест не было создано.
Во–вторых, в госполитике полностью отсутствовал комплексный подход к развитию села. Образование, здравоохранение, спорт, социальная поддержка экономили средства на село, потому что из – за низкой плотности населения здесь удельные затраты государства на предоставление услуг населению обходятся дороже. Из–за низкого уровня развития в сельской местности рыночной и инженерной инфраструктуры, а также отсутствия вертикальной сельскохозяйственной кооперации, у сельского населения ограничен доступ к рынкам продукции, финансовым ресурсам и другим возможностям.
В–четвертых, финансирование государством программ по развитию сельских территорий всегда было «по остаточному принципу», об этом давно пишут и говорят эксперты отрасли и политические деятели. При этом не существует механизмов экономического стимулирования для того, чтобы сельскохозяйственные производители принимали участие деньгами в сельском развитии, что тоже негативно влияет на состояние территорий. Так, ВИАПИ имени А.А. Никонова по заказу Минсельхоза России в 2017 году провел социологический опрос, который показал, что систематический вклад в развитие сельских поселений на тот момент были готовы осуществлять только 19,2% сельскохозяйственных предприятий и 21% крестьянских (фермерских) хозяйств.
Пятая причина того, что сельские территории многие годы не развивались – это слабость местного самоуправления и дефицит местных бюджетов (или проще: «денег нет»).
Из всех этих фактов складывается картина, что в структурах власти отсутствовало согласованное единое решение по поводу того, что село должно развиваться как равноценная с городом социально-территориальная единица государственной системы.
Правительством РФ проделана в последние годы большая работа по стабилизации экономической ситуации на селе, особенно это заметно в текущем году. В числе других мер, это активная поддержка малого бизнеса на сельских территориях: приняты программы льготного кредитования, введена отсрочка платежей по кредитам, налоговые послабления, автоматическое продление определенных разрешений, мораторий плановых проверок, перенос введения обязательной маркировки молочной продукции, предлагается большое количество грантов на различные виды агро-бизнеса.
Проект «Мой гектар» своевременно в этот сложный для сельского хозяйства период вышел с инициативой использовать в качестве антикризисного инструмента для развития села договор по комплексному развитию территории, который подробно расписан в главе 10 Градостроительного кодекса РФ. Подобные механизмы в России работают в промышленной сфере, а вот в контексте развития села такая инициатива предлагается впервые. Если данную инициативу воплотить, то, с одной стороны, бизнес получит возможность развития и гарантии реализации своих проектов, с другой стороны – органы власти имеют инструмент контроля. Конечно, принятие предлагаемого законопроекта придаст новый импульс развитию села.
Предложение было поддержано экспертами ОПОРЫ РОССИИ и представителями депутатского корпуса Государственной Думы РФ. В результате в адрес вице – премьера было направлено подробное письмо и подготовленный законопроект. Позицию проекта «Мой гектар» уже поддержали в Росреестре и Министерстве строительства и жилищно–коммунального хозяйства РФ (официальные письма есть у редакции Tverigrad.ru).
Сейчас законодательная инициатива проходит межведомственное согласование в органах власти, собственники земельных участков и предприниматели особенно ждут позицию Министерства сельского хозяйства РФ, которая пока не была озвучена.
Источник - ТВЕРИГРАД