Вы можете зайти в личный кабинет, где доступна вся информация по вашему участку, или остаться
Проект «Мой гектар» поставил перед собой серьезную, но достижимую цель — объединить разные категории людей, проживающих за городом (фермеров, садоводов, дачников и других), в одну группу: Ассоциацию модернизации и развития садоводов и фермеров России (Ассоциацию МИРА).
В планируемые задачи Ассоциации войдет исследование проблем и решение вопросов для таких категорий, как крестьянин, фермер, садовод-дачник, родовой помещик, сельский житель.
Разберемся, что способствовало принятию решения, какие проблемы сможет решить Ассоциация и как она планирует это сделать.
Согласно статистике Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России), земли только сельскохозяйственного назначения занимают в России почти 400 млн гектаров. При этом почти половина из них не задействована в обороте и вообще не обрабатывается. Мало того, каждый год количество таких земель увеличивается. Объясняется это в первую очередь массовым переселением сельских жителей в города и последующим запустением сельских земель.
Обратимся к исторической статистике. Если рассматривать Российскую империю, во времена ее существования городские жители составляли всего 16% от всего населения. Остальные 84% проживали на сельских территориях. Однако цифры начали меняться после революционных событий в 1917 году. За последующие 105 лет сложилась плачевная ситуация. На 2022 год количество городских жителей составило 75%, а сельских — осталось только 25%.
В последние несколько лет в правительстве РФ уделяется много внимания разработке и внедрению программ поддержки сельскохозяйственного сектора. Кроме того, идет постепенное обновление законодательной базы в земельной и сельскохозяйственной сферах в соответствии с современными реалиями. Однако некоторые проблемы до сих пор стоят остро. Например, вопрос возведения зданий на сельхозземлях.
Российское федеральное законодательство в сфере обработки земель сельскохозяйственного назначения исторически включает в себя два этапа.
В 1990 году был принят Федеральный закон № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Его положения разрешили возводить жилые и хозяйственные постройки на сельскохозяйственных землях фермерских хозяйств. При этом какой-либо оборот колхозных земель был запрещен.
В то же время граждане могли получить земельный участок сельскохозяйственного назначения, чтобы вести на нем крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ). Большинство получило разрешение на возведение не только хозяйственных строений, но и жилого дома. В связи с этим люди могли не только вести бизнес на своих участках, но и постоянно там проживать. Это был самый благоприятный период для малого предпринимательства в сфере сельского хозяйства. Тогда же появились первые фермеры.
Второй этап начался в 2000 году, когда на земле сельхозназначения запретили возводить капитальные постройки. Одновременно в оборот были введены обширные гектары сельскохозяйственных территорий, которые до этого времени принадлежали работникам колхозов.
В 2001 году был утвержден «Земельный кодекс Российской Федерации», согласно которому запретили капитальное строительство на сельскохозяйственных землях. Ситуацию объяснили следующим образом: любые строительные работы на землях этой категории нарушают ее почвенный покров и тем самым ухудшают качество этих земель.
В 2003 году вступил в силу Федеральный закон № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Благодаря его положениям стало возможным использование земель, которые ранее были заблокированы. Тогда сельские жители смогли продать ранее полученные от колхозов земельные паи, что они и сделали в массовом порядке.
При этом те, кто приобрел у колхозников такие земли, оказались в подвешенном состоянии. Их обязали обрабатывать приобретенные земли, но строить на них что-либо было нельзя, в том числе мастерские, склады и т. д. В результате большинство таких земель, особенно в нечерноземных регионах страны, были брошены и перестали обрабатываться вообще. При этом те, кто выделил паи, должны были либо стать членами крестьянско-фермерского хозяйства, либо вести личное подсобное хозяйство, так как других форм обработки земель законодательство не предусматривало.
Все это привело к тому, что жители сел стали массово мигрировать в более крупные населенные пункты, а колхозы были ликвидированы. Земля перешла в собственность сотен граждан, никак не связанных с самим колхозом. И получился парадокс: у колхозов была вся необходимая для возделывания земли инфраструктура, но не осталось самой земли. При этом она оказалась у новых собственников, но в силу закона они не могли построить здания для обеспечения нужной инфраструктуры. Колхозы банкротились, работа по обработке земли остановилась, люди оставались без единственной на селе работы и стали массово мигрировать из села.
Несмотря на работу, которую сейчас выполняет государство, поддерживая агропромышленный бизнес новыми программами, субсидиями и грантами, принятых на сегодняшний день мер недостаточно.
Самыми острыми в сельскохозяйственной сфере можно считать следующие проблемы:
Сейчас строить капитальные здания на сельхозземле нельзя, а таких земель 90%. На оставшихся землях строить разрешено, но невозможно, так как чаще всего это заболоченная или заросшая лесом местность, непригодная для сельского хозяйства. Правительство пыталось исправить ситуацию, приняв Федеральный закон № 299-ФЗ. Однако он не работает как хотелось бы, так как регионы могут отменять его действие на свое усмотрение.
Учитывая обширность российской территории, нельзя применять единые законодательные нормы в земельной сфере для всех регионов. Например, регионы, расположенные на северо-западе России, не настолько интересны сельскохозяйственной сфере, как, например, земли юга. Поэтому нужно непригодные для сельхозпроизводства земли выводить в иной оборот.
Кроме того, есть и частные земли, по которым физлица практически не в состоянии изменить хозяйственный оборот сельхозучастка. Даже в том случае, если он непригоден для сельского хозяйства и фактически зарос лесом. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 № 1509 работает не во всех регионах.
Крупные сельскохозяйственные предприятия имеют возможность перевести земли из одной категории в другую. Фермерам же практически невозможно этого добиться, так как процедура не имеет четких критериев.
Виктория Абрамченко, заместитель председателя правительства РФ, на совещании с членами правительства, оценила процедуру как непрозрачную и содержащую в себе элементы коррупции. Кроме того, она заявила, что процедуру необходимо в корне пересматривать.
Для этого в первую очередь нужно принимать меры на законодательном уровне.
Несмотря на то что в последние годы появилось много новых программ развития сельских территорий, по-прежнему не учтены все имеющиеся сложности. При этом не получится решить все проблемы отдельных категорий людей, проживающих на селе, так как они тесно взаимосвязаны друг с другом. Только общими усилиями можно достичь глобального решения и возродить русские загородные поселения.
Будущее России — в возрождении села, освоении собственных земельных ресурсов и введении их в оборот.
Более 200 000 человек приняли участие в опросе, который проект «Мой гектар» проводил в течение года среди покупателей своих участков.
Результаты показали, что стремление возрождать традиции и менять мировоззрение людей, побуждая их переезжать из городов в частные родовые поместья, приносит свои плоды.
Материал предоставлен проектом «Мой гектар» специально для AgroXXI.ru.
Источник - AgroXXI.ru