Вы можете зайти в личный кабинет, где доступна вся информация по вашему участку, или остаться
Действующее законодательство разрешает фермеру строить средства размещения гостей на своей земле. Пока не все юридические коллизии урегулированы, но процесс уже пошел. При этом в разработанных правилах прописаны условия, которые нужно создать для туриста, но формат проживания не определен – здесь у фермера полная свобода выбора. Можно подумать о глэмпинге, тем более, что популярность формата растет.
В 2018 году Grand View Research исследовали рынок глэмпинга. Темпы прироста мирового рынка составляют 2,6% в год, что к 2025 году составит оборот в $4,8 млрд. Российский рынок тоже рос, но медленнее, на 1,5% в год. Более поздних исследований не было, но ситуация, скорее всего, изменилась с увеличением потока внутренних туристов. В 2019 году в стране было около 60 глэмпингов, в 2020 их – порядка 120, в 2023 ожидалось открытие примерно 1 тысячи.
Глэмпинг – направление экотуризма, подразумевающее комфортный отдых на природе. Это романтика, но не та, что привлекала туристов в 1970-х: костер и палатка. В глэмпинге гостю обеспечивают доступ ко всем благам цивилизации, включая электричество, водоснабжение, двуспальную кровать, душ, туалет, кухню, ресторан и Wi-Fi.
Первоначально это направление развивалось как отдых для тех, кто хочет побыть в уединении и посвятить время общению с природой, но не готов сталкиваться с походными трудностями. Не спеша проснуться в уютной кровати на мягкой простыне под пение птиц и насладиться только что приготовленным завтраком на свежем воздухе. Об этом свидетельствует и термин «глэмпинг», произошедший от английских «glamour» («гламур») и «camping» («кемпинг»). Между прочим, в 2016 году это слово официально добавили в Оксфордский словарь.
В общем, главное в глэмпингах – максимальный комфорт гостей и нетронутая природа, желательны красивые виды, привлекательные природные объекты, например, горы или водопады. Часто глэмпинги организуют на берегах волоемов, от моря до пруда, что дает возможность добавить в спектр развлечения для гостей прогулки на воде, купание и т.д.
Глэмпинги могут быть сезонными и круглогодичными. Это зависит от транспортной доступности, используемых для строительства материалов и конечно, от возможности предоставить гостям сезонными развлечения, например, зимой это лыжные прогулки, снегоходы и собачьи или оленьи упряжки.
Также глэмпинги различаются по внешнему виду. Например, «Bell tent» – хлопковая куполообразная палатка, «Safari tent» – палатка из деревянного каркаса, на который натянут тент, «A-Frame» – деревянные домики, напоминающие букву A. Купольные палатки имеют панорамные окна, экодома – конструкции со стеклянными стенами, визуально напоминающие куб или сферу.
Чтобы построить глэмпинг на своей земле, начать нужно с локации и формата. Дубрава, сосновый бор, живописное озеро – главное, найти то, за чем гости поедут в глэмпинг. Место должно быть достаточно уединенным, но обеспечивать доступ гостей.
В России наибоьшей популярностью пользуется формат небольших глэмпингов среднего ценового сегмента, расположенных у воды и с мини-рестораном. Есть формат тематического глэмпинга в местах притяжения, это могут быть места с историей, от 1000-летнего дуба и капища дохристианских времен, до усадьбы, где проводил время знаменитый поэт. Существует формат оздоровительных глэмпингов, для него подойдет как можно более уединенное место в лесу или горах. Но нужно продумать доставку гостей, продуктов и прочую логистику.
Когда локация найдена, нужно определиться с сезонностью и внешним видом. В Мурманской области, где нередки северные сияния, популярны глэмпинги с прозрачными крышами и панорамными окнами, шарообразные иглу из современных материалов, чтобы любоваться звездным небом, лежа в постели.
Основные составляющие расходов на запуск глэмпинга:
покупка/аренда земли;
разработка схемы участка/зонирование;
подготовка участка (расчистка, корчевка, выравнивание, спил деревьев и т.п.);
подготовка настилов и возведение основных конструкций (жилые модули, хозяйственный модуль, ресторан, склад, туалеты и др);
монтаж электрики и освещения;
закупка и установка мебели;
маркетинг, продвижение.
Жилых модулей понадобится не менее трех: практика показала, меньшее число делает любой проект нерентабельным. Можно купить готовые или построить по собственному проекту, а можно купить быстровозводимые конструкции.
Цена готовых модулей «Bell tent» начинается от 70 тыс. руб., «A-Frame» – от 750 тыс. руб, прозрачные сферы – от 200 тыс. руб. Минимальные расходы по этой статье – 210 тыс. руб. Добавим 30 % от этой суммы на доставку и монтаж, итого 280 тыс. руб.
Санитарный блок с душевыми обойдется еще в 200 тыс. руб. Если жилых модулей больше трех, санитарных блоков потребуется несколько.
Кухня или мини-ресторан, где гостям будут подавать готовые блюда, – минимум 200 тыс. руб. В эту стоимость входят посуда, плита, гриль, шашлычница, мебель и бойлер. Но лучше предусмотреть не менее 300 тыс. руб. Гости ожидают необычных блюд, для их приготовления может понадобится больше кухонной техники.
Расположить жилые модули и ресторан лучше на деревянных настилах, цена каждого ориентировочно от 25 тыс. руб., в зависимости от площади. Можно купить стройматериалы на маркетплейсе и сэкономить. 4 настила – это 100 тыс. руб., купол для ресторана на случай непогоды – 150 тыс. руб. Получаем 550 тыс. руб. Если сделать уединенную площадку для отдыха с мебелью или соорудить настил вокруг костровища, придется прибавить еще 40 тыс. руб. Итого 590 тыс. руб.
Минимальный общий бюджет, без учета стоимости или аренды земли (подразумеваем, что она в собственности) около 1,5 млн руб. с учетом доставки и работ по сборке/монтажу/установке/прокладке коммуникаций или покупки оборудования для обеспечения водой и электричеством. На деле денег нужно будет больше, не менее 3 млн руб., непредвиденные расходы никто не отменял. Также потребуется купить мебель для жилых блоков, постельное белье, декор, текстиль (пледы, подушки), подсветку для романтичных вечером, обустроить костровище и т.д.
Если планируется предложить гостям развлечения – катание на велосипедах, лодках, катамаранах, лыжах, нужно будет приобрести или арендовать заранее инвентарь. Как вариант, найти подрядчика, который будет предоставлять его гостям в аренду.
В бюджет включаются и возможные расходы на перенос глэмпинга в другое место, если дело не пойдет. Такие примеры на практике есть.
Если собственных средств не хватает, можно получить кредит, в том числе подать заявку на льготное кредитование.
На этом шаге начинаются вложения в проект. Нужно купить и смонтировать быстровозводимые модульные конструкции, закупить и установить оборудование. Если потребуется, зарегистрировать бизнес. Совет: ИП будет дешевле обслуживать и легче работать с деньгами.
Перед открытием нужно обязательно уведомить Роспотребнадзор о начале деятельности. Убедитесь, что глэмпинг соответствует требованиям.
Можно обойтись членами КФХ или даже семьи. Но для полноценного бизнеса все-таки потребуется штат.
Примерный состав сотрудников для небольшого глэмпинга:
управляющий;
администратор;
охранник;
повар;
официант;
горничная.
Персонал нужно не только набрать, но и обучить. Нужно предусмотреть на это время и деньги, заработную плату и налоги с нее. Если ориентироваться на среднюю зарплату 40 тыс. руб. в месяц, фонд оплаты труда (ФОТ) составит 343 тыс. руб. Он включает заработную плату – 240 тыс. руб. и 43% налогов – 103 тыс. руб.
Кроме того, нужно определиться с местом проживания сотрудников. Если рядом есть населенный пункт, можно арендовать квартиры. Также сотрудники могут жить на ферме, нужно предусмотреть для них комнаты со спальными местами, но если глэмпинг удален от нее, для сотрудников придется строить еще несколько жилых блоков или устанавливать палатки.
Пока глэмпинг строится, а персонал обучается, самое время начать его продвижение, чтобы обеспечить гостями. Можно обратиться к агрегаторам, например, сервисам бронирования Островок или Суточно.ру. но нужно быть готовым к комиссии примерно в 15% от стоимости размещения гостя.
Есть и другие возможности. Можно создать собственный сайт, конечно, это приведет к дополнительным расходам. Меньше расходов – это в соцсети. По данным исследований, через них проходит от 40 до 60% от суммарных продаж через интернет. Между прочим, соцсети хорошо работают в городах, а горожане – это и есть целевая аудитория глэмпинга.
И, наконец, главный вопрос – доходы от глэмпинга и срок окупаемости инвестиций. Они зависят от цен и заполняемости. Так, по расчётам одного из сервисов бронирования, средняя стоимость размещения в россйиском глэмпинге на неделю составляет 20 тыс. руб. за каждого гостя, правда, цены очень сильно варьируются. Например, в Московской области – от 5 тыс. руб. до 30 тыс. руб, в Карелии – от 7 тыс. руб. до 10 тыс. руб., в Крыму – от 7 тыс. руб. до 15 тыс. руб.
Вложения в глэмпинг составили, по нашим расчетам, около 3 млн руб. В них учтены непредвиденные расходы, релокация (перемещение глэмпинга в другое место) и т.д. Если все прошло гладко, реально запуск глэмпинга может обойись в сумму менее 2 млн руб.
Теперь подсчитаем возможные доходы. Для летнего глэмпинга (5 месяцев: с мая по сентябрь включительно), период работы составит порядка 22 недель. Три жилых блока по 2 человека позволят заработать при максимальной (полной) загрузке в течение всего времени работы 2,64 млн руб.
На практике запоняемость глэмпинга не превышает 75%, получае доход в 2 млн руб. за сезон. Конечно, нужно учитывать постоянные расходы в виде зарплаты персонала. Но если добавить денежный поток от дополнительных сервисов и развлечений, можно окупить небольшой глэмпинг за один сезон.
Источник - Свое фермерство