Юридическая поддержка
Заявка отправлена

Заявка на оказание услуги успешно отправлена, в ближайшее время с вами свяжется земельный эксперт.

Произошла ошибка

Во время отправки заявки возникли сложности, пожалуйста, попробуйте отправить форму еще раз. Если это не помогает, свяжитесь с нами по телефону, пока мы восстанавливаем работоспособность:

Еще раз

Зачем Екатерина II, Александр Радищев, Александр Пушкин и другие лучшие умы России приезжали в Выдропужск?



«Мы же, устремляя все силы наши

на пользу всех и каждого, почто нам блеск внешности?

не полезностию ли наших постановлений,

ко благу государства текущею, облистает наше лице?»

А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву»



Эти строки написал Александр Николаевич Радищев, когда в конце 1780-х годов проезжал оживленное село Выдропужск. Великий русский прозаик, поэт и философ, к сожалению, не обращал внимания на окружающий пейзаж, а читал бумаги своего друга и размышлял о важных государственных проблемах. И все же, если бы он выглянул в окно кареты, то наверняка увидел бы живой пример описанных им мыслей: не пышное и яркое, а полное трудолюбивыми жителями, построенное «на пользу всех и каждого» небольшое село с загадочным названием — Выдропужск.

Недалеко от поселка «Усадьба Императрицы» проходила старая гужевая дорога на Вышний Волочек, по которой из Москвы в Петербург ездил великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.

В 5 километрах от поселка находится Выдропужск, бывшая одноименная ямская станция, где путешественники могли отдохнуть и переждать непогоду в пути. Именно здесь Пушкин отдыхал, обедал, изучал места, ночевал.





История этого места и его необычного названия довольно длинная. В конце XVI века писцовые книги называли Выдропужск Ямской слободой. Согласно свидетельствам многочисленных иностранных путешественников, люди в Выдропужске «жили всегда исправно, многие содержали постоянные дворы, другие вели большую торговлю».

Село стояло на очень бойком месте: судоходная река Тверца, по которой везли грузы, и «Государев тракт» из Петербурга в Москву. Только за год мимо Выдропужска проходило до 7000 судов, торговля велась даже по ночам.

Выдропужск располагался на дороге между Москвой и Новгородом, а затем Санкт-Петербургом, что делало его поселением стратегического значения. Примечательно, что современная трасса М-10 проложена параллельно старой дороге из Петербурга в Москву.

Известная своей практичностью Екатерина II в 1787 году велела построить здесь императорский двухэтажный путевой дворец, а также мощеную камнем площадь и подъездную дорогу.

Кладка дороги была особенной: она была сделана так, чтобы колеса кареты не подскакивали на неровностях, а ехали плавно, не тревожа путников. В то время, когда императрица не гостила в своем дворце, она разрешала использовать здание как постоялый двор. Именно в нем останавливались в период своих поездок А. Н. Радищев, а затем А. С. Пушкин, Т. Г. Шевченко, Л. Н. Толстой и многие другие выдающиеся личности, проезжавшие по дороге из Петербурга в Москву.





Сейчас от былой красоты императорского путевого комплекса остались только полуразрушенная конюшня и жилой флигель. Они используются местными жителями для хранения сена и других бытовых целей. Зато небольшой валунный мост, помнящий колеса царского кортежа, до сих пор служит путникам, хотя приток Тверцы, который протекал через него, за несколько сотен лет высох.





Место императорского путевого дворца особенно значимо в истории села. Согласно местным преданиям, до Смутного времени здесь находился мужской монастырь. Монахи этого монастыря разводили в Тверце выдр, и именно отсюда, якобы, и пошло название. Раньше оно звучало немного иначе — Выдропуск, и эту версию подтверждает словарь В. И. Даля, согласно которому это слово означает место, где водятся выдры.

Существуют и другие версии названия села Выдропужска. Одна из них связана с именем Екатерины II. Во время своего знаменитого путешествия в Крым она остановилась в селе и выпустила выдру. Согласно другим источникам, императрица увидела в этих краях пьяного ямщика и в сердцах приказала «выдрать пуще».

Жители села гордятся и своими соотечественниками. Здесь родились Николай и Петр Лавровские. Петр Алексеевич состоял членом-корреспондентом Императорской академии наук и Юго-Славянской академии наук в Загребе, был действительным членом многих ученых обществ. Николай Алексеевич был славистом, заслуженным профессором, академиком, выдающимся деятелем русской науки.

Свой расцвет село пережило во времена Екатерины II, которая обустроила дорогу и путевые дворцы вдоль нее. Однако потом былая удаль и бойкость постепенно сходили на нет: все больше путников предпочитало не русскую тройку с каретой, а новый и более удобный способ путешествия — на поезде по Николаевской железной дороге.

Село все еще хранит память о шумных днях: она запечатлена в книгах местных краеведов, в архитектуре села и в атмосфере этого места. Дорога, кормившая Выдропужск, до сих пор привлекает к себе путешественников и туристов. Село все еще выглядит так, как его описывали в прошлом: «Большой, хорошо выстроенный, имеющий справных лошадей, ям, стоит по обеим сторонам Тверцы, через которую проезжают по плавучему мосту».



Усадьба архитектора Саввы Чевакинского

Возле деревни Вешки в современном Спировском районе можно обнаружить остатки подвального этажа разрушенного старого здания. Только специалист может угадать в нем традиционные черты архитектуры XVIII века и рассказать, что ранее это был великолепный усадебный комплекс, принадлежавший семье известного архитектора эпохи елизаветинского барокко Саввы Ивановича Чевакинского.

Деревни Вешки и Пестово принадлежали родителям будущего главного архитектора Адмиралтейств-коллегии. Здесь юный дворянин провел детство и получил начальное образование, а затем уехал на учебу.





Путь к архитектуре у Саввы Ивановича был не из простых. Сначала его отправили учиться в Московскую школу навигационных наук, а затем — в Морскую академию в Санкт-Петербурге. Это происходило в 1729 году, после эпохи правления Петра I, оставившего после себя мощный флот и сильные морские школы. Очевидно, родители хотели дать сыну полезное и актуальное для того времени образование, чтобы чадо могло быть успешным по меркам дворянства того времени. Однако юный Савва выбрал иной путь.

Уже в 1731 году будущий архитектор самовольно покидает школу и становится писарем в Измайловском полку. Но и это ему приходится не по душе. В следующем году он возвращается в Петербург и, благодаря стараниям родителей или невероятной удаче, избегает наказания за самовольное оставление службы. Здесь он, наконец, находит дело по душе и становится учеником архитектора Адмиралтейств-коллегии И. К. Коробова. Под его руководством Чевакинский начал самостоятельное проектирование, помогал архитектору в перестройке здания Адмиралтейства.

По окончании обучения Чевакинский был проэкзаменован в Комиссии о Санкт-Петербургском строении и получил высшие баллы. Полученное звание гезеля позволило Чевакинскому вести уже самостоятельные проекты. Вскоре Савва Чевакинский женился на дочери мастера галерного дела — Устинье Ивановне Давыдовой. Вместе с ней Савва Иванович провел всю жизнь.

Карьера Саввы Ивановича развивалась стремительно: к 1743 году он уже получил звание архитектора в ранге майора. А затем, после разработки генерального плана застройки Кронштадта, императрица Елизавета Петровна назначила его главным архитектором Царского Села.





Среди работ Саввы Чевакинского — Екатерининский дворец, дворец Шереметевых на Фонтанке (вместе с Ф. С. Аргуновым), дворец графа Шувалова на Итальянской улице, Никольский морской собор с отдельно стоящей ярусной колокольней, Троицкий собор в Коптино, перестройка Кунсткамеры после пожара 1747 года. С 1755 по 1757 год Савва Чевакинский был архитектором Академии наук и руководил собственным классом. Среди его учеников были В. И. Баженов и И. Е. Старов.

И все же позднее русское барокко, пережившее расцвет в лице Бартоломео Франческо Растрелли и Саввы Ивановича Чевакинского, постепенно уступало позиции новому веянию эпохи — классицизму. Свой творческий путь Чевакинский завершал достойно: полковником и обер-интендантом флота. Эти звания были самыми высшими для тех, кто не принимал участия в боевых действиях.

Великий мастер ушел вместе с архитектурным стилем. В 1766 году Екатерина II отстраняет Савву Ивановича от работ. Через год он добровольно уходит в отставку, предварительно попросив о «награждении его по мере означенных трудов». Получил он вознаграждение или нет — точно неизвестно. Однако из-за финансовых затруднений в 1774 году он был вынужден продать часть имеющихся земель.

Вернувшись в родную деревню, Савва Иванович продолжил работу архитектора. Многие из его построек были разрушены с течением времени и во время разрушительных войн, однако церковь Смоленской Божьей Матери в Выдропужске сохранилась. Также исследователи угадывают творческий почерк архитектора в проекте церкви Михаила Архангела в Хотилово и не сохранившемся до наших дней Казанском соборе в Вышнем Волочке.

Сейчас от усадьбы, в которой родился, жил и продолжал творить великий архитектор, осталась только полуразрушенная кладка подвала. Но если можно было бы вернуться на два с половиной века назад, в село Вешки, расположившееся на холмах Новоторжской гряды у вершины Валдая, мы бы увидели совершенно другую картину: добротную русскую усадьбу в окружении парка, с видом на живописный берег Тверцы. А в ней — великий архитектор позднего барокко Савва Иванович Чевакинский трудится над новым проектом.



Похожее

Новости Сервисной компании «Мой гектар» за период с 15 по 21 ноября

Как мы строим дороги в ваших поселках

Дмитрий Патрушев возглавил правительственную комиссию по садоводству и огородничеству в России

На федеральном уровне деятельность комиссии направлена на поддержку и развитие садоводства

Новости Сервисной компании «Мой гектар» за период с 8 по 14 ноября

Электрификация и кровельные работы: как мы благоустраиваем ваши поселки

Парк Патриот 2. Кадастровые работы

Проведены кадастровые работы

Synergy Country Club. Благоустройство территории

Выполнены следующие работы в башне: кровельные, электрификация, по обустройству интерьера

Усадьба в Завидово. Благоустройство территории

Проведены работы по установке опор ЛЭП и натяжению проводов между опорами, по разравниванию участ...