Вы можете зайти в личный кабинет, где доступна вся информация по вашему участку, или остаться
Крупным агрохолдингам скоро нельзя будет использовать слово «фермерский» на упаковке своих товаров, а мелким сельхозпроизводителям предстоит освоить новые каналы сбыта через агроагрегаторы. Как это повлияет на рынок продовольственных товаров и станет ли в торговых сетях больше фермерских продуктов, рассказал в пресс-центре «Парламентской газеты» первый заместитель председателя Комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин.
Само название подсказывает, что фермерские продукты должны производиться фермерами. Между тем на законодательном уровне, отмечает сенатор Сергей Митин, понятия «фермер», равно как и «фермерская продукция», не существует.
«Слово «фермер» упоминается в четырех федеральных законах, однако юридически это понятие достаточно расплывчато. Поэтому любая сельхозпродукция сегодня может быть названа фермерской, и этим пользуются крупные товаропроизводители и перекупщики, которые, видя растущий спрос, стремятся на этом заработать», — пояснил сенатор.
При этом он заметил, что, если агрохолдинг продает свой товар под маркой фермерского, это вовсе не значит, что сам продукт опасен или плох.
«У продукции агрохолдингов и у продукции мелкотоварного производителя есть свои плюсы и минусы», — констатирует Сергей Митин.
На стороне агрохолдинга — современные технологии, оборудование, кадры. Фермер имеет иное преимущество: его продукты, как правило, более экологичны, в них реже используются пестициды и агрохимикаты. Сенатор уверен, что покупатель должен иметь полную информацию о том, где и кем произведен продукт. Наименование «фермерский» не должно быть просто названием, используемым в рекламных целях. А значит, необходимо разграничить продукцию промышленного производства от продукции, произведенной мелкотоварным производителем.
Митин уточнил, что мелкими товаропроизводителями в нашей стране (к ним относят 160 тысяч фермерских хозяйств, 17 тысяч малых сельхозпредприятий и 17 миллионов личных подсобных хозяйств) производится более 50 процентов всего объема сельхозпродукции.
«Работая над поправками в Закон о развитии сельского хозяйства, мы объединили все эти типы мелкотоварных производств общей экономической моделью и таким образом получили определение фермерского продукта, которое предлагаем ввести в законодательное поле», — рассказал сенатор.
Авторы поправок в закон предлагают закрепить название «фермерский продукт» за продукцией, произведенной малыми сельхозпредприятиями, численностью до ста человек и годовым оборотом не более 800 миллионов рублей.
При этом он подчеркнул, что появление законодательного определения фермерской продукции позволит решить сразу две задачи. Первая — навести порядок с информированностью потребителя, а вторая — открыть новые каналы доступа фермерской продукции на рынок. Этому посвящена вторая поправка в базовый закон. Речь в ней идет об агроагрегаторах.
Нехитрое рыночное правило — мало произвести, надо еше и продать с прибылью — доставляет мелкому сельхозпроизводителю немало хлопот. Путей сбыта несколько, но на каждом из них есть свои препоны. Продовольственный ретейл — огромная и постоянно расширяющаяся сеть магазинов (более 66 тысяч) по всей стране, но требования там к продукции серьезные. Товар нужно поставлять в больших объемах, обработанным и в упаковке. Задача эта часто для мелкого производителя непосильная.
Другой путь — сельхозрынки, но цены за арендную плату там определяют оптовики-перекупщики. Товар до города еще и довезти надо. В общем, частник от такой торговли много не заработает. Да и количество рынков в последнее время неуклонно сокращается. «За последние восемь лет количество универсальных рынков сократилось на 42 процента, а сельскохозяйственных — на 56», — привел цифры сенатор. При этом, добавляет он, нужно помнить, что фермеру надо не справки и сертификаты на поставляемый товар оформлять, а в поле работать.
Поэтому предлагаемая в закон поправка и должна позволить создавать в регионах агроагрегаторы. О том, как они будут работать, можно узнать из итогов эксперимента, проводимого в Тульской и Липецкой областях. В создание агроагрегаторов там решили вложиться… торговые сети. Агрегаторы закупают у мелких сельхозпроизводителей продукцию, помогают им оформить договора, решают логистические вопросы, а также вопросы упаковки, маркировки, обработки и хранения товара. «Ежедневно с таких складов отправляются более 200 грузовиков и развозят продукцию по всей стране», — рассказал Митин.
Каждый ли регион сможет похвастаться такой картиной?
«Конечно, нет, ведь ситуация в каждом субъекте своя, — отмечает Митин. — За Уралом, например, торговые сети развиты значительно слабее, и там они на помощь не придут. Но поправки в закон позволяют региональным властям создавать агрегаторы, привлекая не только средства частных инвесторов, но и государственное софинансирование по линии госпрограмм, направленных на поддержку АПК. «Главное чтобы появился инструмент, облегчающий малым сельхозпроизводителям поставки своей продукции на рынок», — отмечает сенатор.
При этом он не скрывает, что у части фермеров поправки в закон, касающиеся агроагрегаторов, вызывают опасения.
Опасения фермеров связаны с тем, не превратятся ли агрегаторы, аккумулирующие деньги государства и бизнеса, в обыкновенных перекупщиков, которые будут диктовать цены крестьянину. Важно понимать, что создание агрегаторов — дело добровольное, считает Сергей Митин. Если региональные власти, посоветовавшись с фермерским сообществом, решают агроагрегаторы создавать — тогда путь открыт. Если же речь о таких регионах, как Татарстан или Башкирия, где хорошо развиты потребкооперативы (их функции совпадают с агроагрегаторами), то создавать там новые дублирующие структуры, конечно, не нужно. По информации Минпромторга, еще 37 субъектов из восьми федеральных округов выразили заинтересованность в реализации пилотных проектов по созданию агроагрегаторов.
Сейчас законопроект с поправками внесен в Госдуму, идут консультации с Правительством по отдельным его положениям.
«Документ мы еще будем дорабатывать, — говорит Сергей Митин. — Например, чтобы совсем успокоить фермеров, можно дополнить его поправкой, что создание агроагрегаторов возможно только с согласия фермерского сообщества региона».
Сенатор считает, что как бы ни были хороши агроагрегаторы, у сельхозпроизводителя должен оставаться выбор, каким путем он будет реализовывать свою продукцию. Есть ряд региональных проектов, когда фермеры смогут доставлять свою продукцию покупателю с помощью автолавок.
«Горьковский автозавод готов поставить прекрасно оборудованные автомобили для такой торговли», — подчеркнул сенатор.
Кроме того, с 2022 года в стране финансируется приобретение торгового оборудования для создания торговых точек фермерской продукции.
Пути поставок фермерской продукции потребителю могут быть разные, главное, чтобы они были выгодными обеим сторонам, заключил Сергей Митин.
Источник - Парламентская газета