Вы можете зайти в личный кабинет, где доступна вся информация по вашему участку, или остаться
Пандемия и девальвация вытеснили из информационного фона все другие факторы, от которых зависит развитие загородного рынка. Между тем среди них, есть те, которые могут определять тренды на долгосрочной основе – например, изменения климата. Прошедшая зима выдалась небывало теплой, а весна началась очень рано. Если это станет нормой, то каковы будут последствия для рынка? Своим мнением на этот счет поделились ведущие эксперты в сфере загородной недвижимости.
Фактор сезонности сказывается на большей части загородного рынка. По словам Анны Раджабовой, управляющего директора «Метриум Премиум», годичный цикл продаж делится на несколько этапов: «Как правило, активность покупателей начинается с приходом оттепели, то есть в марте. Далее спрос продолжается до конца апреля, а в майские праздники наступает затишье. Конечно, после праздников активность восстанавливается, однако она обычно чуть ниже, чем в апреле. Пик показов и сделок приходится на середину сентября, а начиная с ноября, количество заключенных договоров постепенно идет на спад и достигает минимума в январе». В компании «Миэль-Сеть офисов недвижимости» добавляют, что исключением является только декабрь: «Люди получают годовые бонусы и решаются на отложенные покупки, или наоборот покупают именно в декабре, чтобы Новый год встретить в новом доме».
Также участникам приходится учитывать и погодные условия. «При сильных снегопадах, заморозках и прочих неблагоприятных климатических условиях показы и сделки приостанавливаются. Люди хотят увидеть участок, посмотреть, как он будет смотреться при солнечном свете, при снегопадах сделать это не представляется возможным», – указывает Татьяна Ананьева, эксперт по загородному рынку из «Миэль-Сеть офисов недвижимости». В «Метриум» согласны с коллегами: «В ненастье совершается не только меньше показов, но и самих звонков. А некоторые собственники и вовсе отказываются в ливень от уже назначенного просмотра объекта. В ненастную погоду составить объективное мнение об объекте сложнее, а перспектива еще раз приезжать в поселок только ради этого не радует покупателей». Эта закономерность, соответственно, работает и в обратную сторону. «Теплая погода всегда способствует продажам загородной недвижимости, поскольку это, в большей степени эмоциональная покупка. Люди активнее и чаще выезжают на просмотры, когда устанавливается тепло и солнечная погода», – отмечает Олег Михайлик, директор по загородной недвижимости компании Knight Frank. Ситуация зимы 2018-2019 и 2019-2020 гг. наглядно иллюстрирует данные тезисы. «В прошлом году, когда зима и весна были относительно холодными, сезон активных просмотров начался значительно позже. В этом году сезон начинается раньше, поскольку на улице рано стало тепло», – констатируют в Knight Frank.
Элитный и премиальный сегменты в наименьшей степени зависят от сезонных колебаний . «Это качественное жилье, изначально рассчитанное на круглогодичное проживание. Наши покупатели редко рассматривают такие объекты в качестве дач, обычно планируют жить круглый год. На этом фоне не все ли равно – тепло или холодно зимой», – объясняет Кирилл Надточий, директор по рекламе жилого департамента Penny Lane Realty.
Впрочем, сезонность не сводится к погодно-климатическим обстоятельствам. «Для загородной недвижимости январь и август – это традиционно периоды наименьшей активности, когда большинство людей в отпусках и на каникулах. Однако в связи с глобальной экономической ситуацией, грозящей кризисами, а сейчас и скачками в курсе валют, эти традиции начинают меняться. Те клиенты, которые хотят купить загородную недвижимость, не улетают на январские праздники, а остаются здесь и активно смотрят объекты, полноценно посвящая себя поиску недвижимости. Такая же ситуация наблюдается и в августе», – рассказывает Олег Михайлик. В «Метриум» подтверждают, что даже мягкая зима 2019-2020 гг. не смогла повлиять на динамику спроса в премиум-классе, снизившегося по причине тяжелой экономической ситуации. По данным Penny Lane Realty количество сделок в самых крупных ценовых фракциях 30-60 млн рублей и 60-120 млн рублей снизилось с 2013 года более чем в полтора раза. «Все это время рынок реагировал на экономические и политические события: курс валют, переход с долларовых цен на рублевые, санкции, пик активности в сегменте городских новостроек. Фактор сезонности отошел на второй план, мы ощущаем его не так отчетливо как ранее, до кризиса 2014-2015 гг.», – подчеркивает Кирилл Надточий. По мнению эксперта, в настоящее время на рынок куда больше влияют экология, ухудшение условий жизни в Москве, пандемия коронавируса и девальвация рубля. «Некоторые решат, что сейчас неплохо бы зафиксировать сбережения в такой покупке недвижимости. На новостройки цены сейчас скорее растут, а вот за городом было существенное снижение (к сожалению, далеко не на все лоты) – и этот фактор должен вернуть и покупателей к самым разумным продавцам. Мы уверены, что хороший новый проект, – а такие сейчас есть на стадии разработки – будет пользоваться очень высоким спросом», – заключает Надточий.
В массовом-сегменте и бизнес-классе (в том числе с прайсом от 25 млн рублей), напротив, наблюдается подъем. Правда, – делают оговорку в «Миэль-Сеть офисов недвижимости» – он охватил только высоколиквидные категории загородного жилья. И климатический фактор сыграл здесь существенную роль. «Появилась возможность показывать объекты, к которым в снежную зиму просто не проехать. Дачный сезон начался раньше. Обычно люди начинают выбирать объекты в апреле-мае, но в этом году показы и сделки практически не прерывались. Очень часто в садовых товариществах до наступления тепла все завалено снегом и проезд просто невозможен. Но в 2020 году такие участки продаются уже с января, хотя обычно рынок разогревается только к концу марта», – сообщила Татьяна Ананьева.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что превращение мягкой зимы и ранней весны в климатическую норму станет хорошей новостью для загородной недвижимости. «В целом, раннее начало весны положительно отразится на загородном рынке и подстегнет потребительскую активность. Покупатели не будут затягивать с просмотрами и покупкой недвижимости», – полагает Анна Раджабова. Кроме того, в «Миэль» прогнозируют, что в случае устойчивого потепления весь рынок загородной недвижимости перестанет быть сезонным. Тем самым, появляется возможность выбирать подходящие объекты в течение всего года. В перспективе ближайших лет это должно положительно повлиять на общее количество сделок.
Источник - Cottage.ru