Вы можете зайти в личный кабинет, где доступна вся информация по вашему участку, или остаться
В мае 1924 года из ворот завода «Красный Путиловец» выехали два серийных образца модели «Фордзон-Путиловец» — первого серийного трактора советского производства. Точнее, как намекает название, это была лицензионная копия американского Fordson, ведь завод Генри Форда активно сотрудничал с правительством СССР и давал свои чертежи для производства различных видов транспорта.
Несмотря на наличие примера, первый блин все же вышел комом: не очень удачная подвеска делала процесс рулежки особенно опасным, ибо трактор с легкостью мог перевернуться. Также «Фордзон-Путиловец» страдал недугами оригинала: маломощный, слишком много расходовал керосина. Плюс вскрылось, что для советской эксплуатации он не совсем подходил: обработка бескрайних полей Советского Союза давала такие нагрузки системе охлаждения, что случаи перегрева двигателя были довольно частыми. Все-таки Генри Форд в США продавал Fordson для фермеров, которые владеют небольшими ранчо.
Однако «Фордзон-Путиловец» за 10 лет заслужил славу главного инструмента возрождения сельского хозяйства в СССР. Безусловно, ему не хватало надежности — но советские инженеры на его ошибках научились проектировать уже оригинальные тракторы. Главное в том, что завод «Красный Путиловец» смог обеспечить страну 40 000 сельскохозяйственных машин и помочь колхозам техникой.
К сожалению, после снятия с производства в 1932 году, когда трактор морально устарел, почти все модели были обречены на гниение. Хотя в народе он даже получил почетное прозвище «Федор Петрович» и нередко помещался на символику, связанную с коллективизацией, после выхода из эксплуатации о нем забыли. На данный момент известен лишь один сохранившийся экземпляр «Фордзона-Путиловца», хранящийся в Национальном музее Республики Татарстан с 1947 года.
Спустя столетие «Петербургский тракторный завод» (ПТЗ) продолжает традиции «Красного Путиловца», являясь правопреемником не только юридически — но и по духу. Предприятие активно выпускает технику собственных разработок и производства, одновременно решая проблему импортозамещения. Стоит отметить, что ПТЗ является частью сельскохозяйственной отрасли, которая сталкивается с разными препятствиями.
Ранее на круглом столе «О мерах по ускорению цифровизации аграрного производства», организованном Общественной палатой РФ, начальник управления маркетинга завода Сергей Ростов рассказал о планах предприятия и о том, с какими проблемами сталкивается сельское хозяйство в стране.
Начав с преград, специалист назвал 3 главных фактора, которые мешают развитию агропромышленности:
Завод продолжает развивать свою линейку «Кировец» с моделями К-5 и К-7М и применять принцип цифровизации производства, предлагая современную технику, способную конкурировать с Deutz-Fahr, New Holland или Caterpillar.
Несмотря на трудоемкий процесс импортозамещения, заводу удается внедрять новые разработки отечественного производства. Как, например, бортовую систему телеметрии T-REV3 AgroMonitor, через которую специалист удаленно получает информацию о работе машины. Точнее, через монитор компьютера можно увидеть, исправен ли транспорт прямо сейчас. Плюс система сгружает данные о расходе топлива. По сути, есть возможность, находясь в офисе, знать о том, где твой трактор, не сломался ли он и в каком режиме работает.
Такое нововведение помогает не только компании, купившей транспорт, — но и инженерам самого ПТЗ, которые собирают статистику по надежности своей продукции. Пользуясь данными с T-REV3 AgroMonitor, производитель понимает, какие узлы чаще выходят из строя.
Еще одной разработкой стала система автономного вождения F1, созданная вместе с томской компанией «Когнитив Роботикс». Данная функция позволяет трактору самостоятельно ехать и держать курс.
Перечисленные разработки — шаги, предпринимаемые ПТЗ на пути к созданию концепции «умной машины». Согласно планам предприятия, их техника должна стать по максимуму автономной. Поэтому завод с постоянным внедрением технологий искусственного интеллекта реализует свою программу под названием «трактор-робот».
Как заявляли представители ПТЗ, они хотят объединить в К-5 и К-7М сразу несколько систем, связав их в один командный узел. Список функций, необходимых для цифровизации, таков:
Программа работает по принципу системной цифровизации: машина напичкана датчиками, которые принимают данные о работе деталей, а бортовой компьютер по ним передвигает транспорт. Более того, при помощи систем навигации электронный помощник может сам выбрать лучший маршрут.
В результате все системы работают для того, чтобы давать показания бортовому компьютеру для управления трактором. Они не существуют сами по себе — у них есть руководящая сеть, которая получает информацию и контролирует машину.
Еще одно намерение ПТЗ — разработка единого национального стандарта. Так как российские производители тракторов активно внедряют автоматизированные технологии, то может возникнуть проблема с несовместимостью форматов файлов.
Раньше такого вопроса не возникало, потому что бортовые системы линейки «Кировец» подключались к международному протоколу ISOBUS, который принят во всем мире. Однако внешнеполитические причины показали, что опыт создания общего стандарта необходим для российской агропромышленности.
Поэтому завод готов к созданию инициативной группы деятелей тракторостроения, чтобы начать прорабатывать ГОСТ для информационных систем, применяемых в сельскохозяйственной технике.
За 100 лет «Петербургский тракторный завод» прошел путь от копии зарубежной продукции, причем не лишенной конструктивных недостатков, до полномасштабного производства собственных моделей с активным внедрением инноваций от отечественных программных разработчиков.
О конкуренции с импортными аналогами можно спорить долго — но стремление ПТЗ к улучшению своих тракторов и упрощению управления ими делают сравнения с иностранными конкурентами обоснованными.