Вы можете зайти в личный кабинет, где доступна вся информация по вашему участку, или остаться
Проблемы села и аграриев снова попали в фокус зрения российских властей. Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию озвучил основные идеи законопроекта по развитию сельской местности. Какие меры со стороны властей предпринимаются и что еще необходимо сделать, рассказывает руководитель центра юридической поддержки проекта «Мой гектар» Алексей Чернышов.
В настоящее время Комитетом разрабатывается законопроект, который направлен на решение острых проблем сельской местности, таких как отток населения, выбытие из оборота и деградация сельскохозяйственных земель, обеспечение продовольственной безопасности страны.
При обсуждении законопроекта 22 сентября 2023 года заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин отметил, что для прекращения оттока населения из сельской местности и запуска обратного процесса необходим эффективный инструмент, который позволит без лишних барьеров осуществлять строительство производств, объектов культуры и здравоохранения и инфраструктурных объектов.
Этим инструментом может стать договор комплексного развития территорий, закрепленный в главе 10 Градостроительного кодекса. Суть КРТ заключается в том, что собственник земельного участка самостоятельно осуществляет развитие территории, но в рамках договора с органом власти.
В соответствии с договором собственники земли могут осуществлять строительство, необходимое для реализации своих инвестпроектов, а орган власти обязуется выдать необходимые для строительства и их запуска разрешения, договор также предусматривает гарантии выполнения всех обязательств с обеих сторон.
Данный инструмент активно применяется отдельными регионами, например в Московской области, и существенно помогает в развитии территорий за счет привлечения частных инвестиций. Однако он имеет существенный недостаток, так как применяется только в границах населенных пунктов и не действует на сельских территориях за границами населенных пунктов, и эту недоработку нужно исправлять. Решение проблемы будет выгодно всем.
минуя торги, включить прилегающие муниципальные земли для строительства инфраструктуры к своим сельскохозяйственным объектам и существенно сократить сроки по строительству сельхозобъектов, необходимых для реализации инвестпроектов;
получить возможность участвовать в госпрограммах по комплексному развитию сельских территорий за границами населенных пунктов.
«Наряду с этим региональные власти смогут предоставлять земли для развития инфраструктуры на сельских территориях, без сложных процедур, направлять субсидии федеральных и региональных программ через рабочий инструмент, закрепленный в законе», — отметил эксперт.
Для развития сельского хозяйства важно, чтобы фермер имел возможность построить дом на земле, которую обрабатывает. Этим правом его наделяет закон № 299-ФЗ. Несмотря на то что закон имеет статус федерального, региональные власти самостоятельно решают, имеет ли ФЗ силу в данном субъекте РФ или нет. В тех регионах, где действие данного ФЗ запрещено, договориться с властью о строительстве капитальных объектов на сельхозземлях могут только крупные агрохолдинги, а у частных крестьянско-фермерских хозяйств такой возможности нет.
Распространение договора КРТ на данные случаи поможет фермерам и органам власти решить указанные проблемы.
При разработке законодательства важно принимать во внимание, что Россия — огромная страна, регионы которой существенно отличаются друг от друга как в социально-экономическом, так и природно-географическом плане.
В северо-западных регионах большие площади земель, которые имеют статус сельскохозяйственных, являются непригодными для сельхозпроизводства, так как заросли кустарниками и лесом. Они не интересны аграрным предпринимателям и простаивают. Для решения этой проблемы необходимо упростить процесс перевода этих земель в другую категорию для их освоения.
«То, что власти стали не только обращать внимание на проблемы сельскохозяйственного сектора, но и предпринимать специальные меры по улучшению ситуации, хороший сигнал. Причем совершенствование законодательства происходит не только за счет идей, возникающих «наверху», но и за счет предложений специалистов, которые отражают настроения людей, живущих непосредственно в сельской местности», — подчеркнул Алексей Чернышов.
Проект «Мой гектар» уже несколько лет осуществляет развитие территорий за счет внебюджетных средств, привлекает в регионы инвестиционный капитал, создает рабочие места в Тверской области, обеспечивает поступление налогов в местный бюджет. За счет партнерства с региональными властями идет развитие социальной и туристической инфраструктуры, фермерства и сельского хозяйства. В сотрудничестве с организацией «Опора России» проект принимает участие в развитии государственной программы КРТ.