Вы можете зайти в личный кабинет, где доступна вся информация по вашему участку, или остаться
Для фермера единственной законной возможностью по строительству капитальных объектов, необходимых для обработки сельхозземель, является процедура смены категории земель. То есть, перевод из земель с/х назначения в земли населённых пунктов или промышленности.
Независимый сертифицированный эксперт по антикоррупционной экспертизе правовых актов Алексей Чернышов, к которому мы обратились за комментарием, считает процедуру смены категории земель сельхозназначения крайне непрозрачной и затруднительной для реализации фермером своего замысла.
В прямом смысле революционные изменения в апреле 2020 года озвучила заместитель председателя правительства РФ Виктория Абрамченко. По ее словам, от привычного деления всех земель на категории надо отказаться и заменить на зоны. Подтвердила зампред и невозможность строительства на с/х землях.
«Несмотря на то, что сельскохозяйственные земли сами являются донорами для любого развития и строительства, построить на этих землях, например, ферму, склад для готовой продукции, дом фермера или организовать ярмарку для реализации произведенной на этой земле продукции невозможно, - сказала Виктория Абрамченко.
В Российской Федерации сельскохозяйственные земли как отдельная категория занимают второе место по площади после земель лесного фонда. Их площадь почти в 20 раз больше площади всех населенных пунктов. Эти земли являются не только средством производства в сельском хозяйстве, но также и обеспечивают продовольственную безопасность государства, поэтому к сельхозземлям отношение стратегическое. При этом всем очевидно, что такой подход не должен мешать проектам по развитию населенных пунктов, для которых сельскохозяйственные земли являются донором.
Эксперт-аналитик законодательства Алексей Чернышов признает прогрессивность заявления зампреда правительства Виктории Абрамченко. С той точки зрения, что изменения земельного законодательства в России назрели давно. И если вспомнить, что земельный кодекс был принят в 2001 году, очевидно, в нем не отражены актуальные потребности общества в использовании земель сельскохозяйственного назначения. Ситуацию сегодняшнего дня правдиво отражает процедура, регламентирующая перевод фермером земель с/х назначения в земли населенных пунктов или промышленности и она напоминает квест. Что происходит, когда фермер планирует развиваться на земле и решил сменить категорию? Эксперт предложил земельному блогеру проекта «Мой гектар» разобраться в вопросе на примере Тверской области. Чтобы опираться на практику.
Пошагово ситуация выглядит следующим образом. Во-первых, подается заявление о внесении изменений в генеральный план (о включении данного земельного участка в черту населенных пунктов). Заявление подаётся в главное управление архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области. Правительством Тверской области определены требования как к самому заявлению, так и к порядку его подачи (постановление правительства Тверской области №238 от 20.05.2020г.).
По составу к заявлению необходимо приложить:
Переход к следующему этапу состоится после того, как главное управление архитектуры и градостроительной деятельности рассмотрит заявление и, если оно соответствует по составу постановлению правительства Тверской области №238 от 20.05.2020г., направит его на комиссию в правительство Тверской области. По итогам рассмотрения, правительство Тверской области принимает решение о подготовке генерального плана или заявление может быть отклонено. Если говорить в целом о системных препятствиях на пути к переводу земель, то, возвращаясь к тенденциям в земельном законодательстве, можно утверждать, что правительство РФ осведомлено полностью о проблемах, с которыми сталкиваются фермеры. Что вселяет оптимизм и надежду на решение вопроса забюрократизированности процесса.
«При этом уже сейчас необходимо решить главную проблему, которая напрямую связана с категориями земель и тормозит реализацию отдельных национальных проектов. Я говорю о процедуре перевода земель из одной категории в другую. Эта процедура непрозрачна, содержит в себе коррупциогенные факторы и требует коренного пересмотра, - сказала вице - премьер Виктория Абрамченко. Далее она пояснила, что речь не об угодьях или особо ценных землях в составе сельскохозяйственных земель, а о прочих землях, которые не представляют интереса для растениеводства.
В продолжение описания похождений фермера, разбираемся дальше. Если комиссия положительно рассмотрела заявление, направила его в правительство Тверской области и там принято решение о подготовке генерального плана, то автоматически возникает вопрос о самом проекте генерального плана. При отсутствии в бюджете денег на разработку проекта генерального плана, решение «ложится на плечи» заявителя, который обращается в специализированную организацию. Затем разработанный проект для проверки на соответствие нормам градостроительного и земельного законодательств направляется в региональное главное управление архитектуры. Выверенный проект дальше по этапу перемещается на согласование в правительство Тверской области посредством размещения на федеральном сайте ФГИС ТП с извещением, согласование по нему координирует главархитектура. По итогам согласования и рассмотрения проекта на межведомственной комиссии под председательством губернатора, правительством принимается решение об утверждении данного проекта. В случае включения в черту, решение будет являться основанием для изменения категории земельного участка. Общественное обсуждение по проекту инициирует и проводит главное управление архитектуры, по его результату оформляется протокол и заключение (проходит только применительно к территории, представленной в разработанном проекте). Затем описание границ населенного пункта вместе с решением об утверждении генерального плана, правительство региона направляет на кадастровый учет в федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Изменение категории земли в ЕГРН произойдет в момент постановки на кадастровый учет границ населенного пункта. Теперь можно будет заказать кадастровую выписку с новой категорией – обратите внимание, что вид разрешенного использования на данный момент еще не изменен.
В итоге средний срок с момента подготовки фермером заявления до получения кадастровой выписки с новой категорией составляет 2 года. Предприниматель несет в этот период финансовые затраты, сопоставимые по стоимости строительства, например, овощехранилища. Еще раз подчеркнем, что вид разрешенного использования на данный момент еще не изменен и не может быть изменен, так как необходимо вносить изменения в правила землепользования и застройки, без которых не изменить вид использования и не получить разрешение на строительство. Описав вот такой своеобразный «фермерский квест» мы понимаем, насколько процедура изменения категории земель с/х назначения в иные категории для малого предпринимательства затруднительна и почему она реализуется в основном крупными агрохолдингами.
Поэтому фермерами горячо приветствуется тот опыт, который в данном вопросе прошла Московская область. Где после передачи полномочий с уровня муниципалитетов на уровень правительства, был реализован ряд важных решений. Например, проанализирована вся территория Московской области и установлены зоны, где фермеры строят капитальные объекты без смены категории. В Тверской области также забрали полномочия у муниципалитетов (закон Тверской области №89-Зо от 20.12.2019 «О перераспределении отдельных полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области и органами государственной власти Тверской области»), передав на уровень региона. Уверены, положительный опыт Московской области в полном объеме будет применен в этом регионе присутствия поселков проекта «Мой гектар». И для малого предпринимательства появятся аналогичные условия по строительству капитальных объектов, необходимых для обработки с/х земель.
Автор статьи: Земельный блогер "Мой гектар"