Вы можете зайти в личный кабинет, где доступна вся информация по вашему участку, или остаться
Пищевая промышленность остается одной из самых импортозависимых отраслей экономики в РФ, но шансы повысить в разы уровень самообеспеченности продуктами питания, выращенными на земле, у России есть. Какие направления могут освоить российские производители в ближайшее время и что для этого требуется – в материале ФБА «Экономика сегодня».
Жесткие санкции Запада, введенные после 2014 года из-за воссоединения РФ с Крымом, стали мощным толчком для развития российского пищепрома. Уже в 2020 году отечественные предприятия смогли на 100% обеспечить потребителей мясом, рыбой, сахаром, зерном и растительным маслом. Примерно на 85% закрыли покупательский спрос на молочную продукцию, яйца, картофель, овощи и фрукты. Более того, поставки продуктов питания из России за границу за последние десять лет выросли в три раза.
Констатируя поднятие уровня продовольственной безопасности в России, стоит отметить, что речь идет про так называемые основные продукты питания, а не продукты, выпускаемые на основе их переработки. Солидным остается и перечень привычных товаров, которые Россия вынуждена закупать за границей в силу особенностей климата и географии. К таковым относятся цитрусовые, бананы, кофе, оливки и так далее, которые производить в РФ невозможно или нерентабельно.
Впрочем, даже в этой группе импортозависимых сельскохозяйственных направлений можно выделить несколько перспективных ниш. И если решить стоящие на пути различные проблемы (площади, оборудование, инвестиции, технологии, приобретение сырья или посадочного материала), то можно освоить новые сферы и получить достойные результаты – как минимум удовлетворить спрос в РФ, как максимум – выйти на международный рынок.
РФ уверенно входит в топ-3 стран, импортирующих чай, – объем ежегодного потребления на одного человека составляет 1,8 кг. Но и уровень самообеспеченности чаем постепенно растет: если в 2016 году этот показатель был равен 34,9%, то по итогам 2020 года – 42,1%. Аналитики потребительского рынка считают, что доля чая made in Russia может быть гораздо выше, поскольку сейчас в южных регионах (преимущественно в Краснодарском крае, небольшие объемы в Адыгее) страны чай выращивают только на 30% земель, пригодных для этого. Освоение оставшихся площадей с учетом вкусовых предпочтений россиян (выяснилось, что 80% россиян делают выбор в пользу черного чая) делает выращивание чая в России выгодным занятием.
«Наверное, многие удивятся, но за последние три года экспорт российского чая стремительно рос: в 2020 году он составил почти 40%. В результате РФ заняла 11-е место среди крупнейших мировых экспортеров чая. Чай выращивают преимущественно в Краснодарском крае, однако на сегодняшний день планируется развернуть площади и в Республике Крым, там идеальные климатические условия», – рассказывает агроном, эксперт по чайной культуре Екатерина Мельникова.
По ее словам, на сегодняшний день большой популярностью среди россиян и иностранцев пользуются сборные крымские и сибирские чаи.
«Помимо стандартных сортов чая – черного, зеленого и улуна – существуют иван-чаи и невероятно полезные травяные чаи, которые как раз собираются и производятся в Крыму, Адыгее и Сибири. Богатый ассортимент и уникальные свойства делают эти продукты очень востребованными», – добавляет Мельникова.
По словам эксперта, отечественные производители не просто нарастят производство чая для внутреннего потребления, но и смогут нарастить экспортные мощности в дружественные страны.
В общем объеме потребления орехов россиянами более 95% приходится на импортную продукцию, которая поставляется из 40 стран. К сожалению, в РФ производство орехов в промышленных масштабах совершенно не развито, хотя климатические условия южных регионов подходят для выращивания фундука, грецкого ореха и даже миндаля (Крым).
Среди главных причин, мешающих ореховому бизнесу, значится отсутствие посадочного материала современной селекции: чтобы заложить сады в промышленных объемах, нужно закупить саженцы в Италии или Турции. Много денег требует и уход за садом – по подсчетам одного из действующих предприятий в Адыгее, сделанным несколько лет назад, в среднем на один гектар посадок уходит 100 тыс. рублей.
Но если принимать во внимание растущие объемы потребления орехов в России и в мире (спасибо тренду на здоровую пищу), то у промышленного производства орехов есть все шансы стать бизнесом с высокой прибылью.
В перечень перспективных направлений развития бизнеса входит производство сухофруктов, а также сушеных овощей и ягод. До последнего времени доля импортных поставок данной товарной категории составляла около 85%, остальное – местная продукция. И хотя отечественные производители, работающие в этом сегменте, постепенно наращивают объемы выпуска, заместить полностью импортные поставки в ближайшее время не получится.
Другим не менее актуальным направлением в импортозамещении является выращивание груш. Сегодня примерно половина потребляемых груш завозится из-за рубежа. Активизации процесса выращивания груш мешает отсутствие в РФ специальных хранилищ – плоды этого дерева довольно капризны в плане хранения. При успешном решении проблемы выращивание груш может стать куда более прибыльным делом, чем, к примеру, выращивание яблок, где конкуренция больше, а продукция дешевле.
«Определенные сорта груш могут прекрасно плодоносить во многих регионах Российской Федерации. Есть непосредственно зимние сорта груш – они начинают созревать ближе к холодам и крайне долго сохраняются, при этом со временем становясь лишь вкуснее и сочнее. В целом, в РФ выращивают груши, и достаточно активно, а в ближайшем будущем, возможно, садов станет еще больше в рамках программы импортозамещения», – отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» главный агроном АО «Агрохолл» Леонид Белый.
По его словам, выращивание фрукта очень выгодное, правда, изначально в производство придется неплохо вложиться.
«Необходимы специальные холодильники для долгого хранения. Но, конечно, речь идет не о бытовых аппаратах, а о больших складских помещениях с морозильными камерами и специальным климат-контролем. Госпрограммами пока не предусмотрены какие-либо льготы для покупки такого дорогостоящего оборудования, но если есть возможность вложиться, то стоит задуматься, ведь само дело очень прибыльное», – добавляет Белый.
Но не стоит сбрасывать со счетов и яблоки, которые остаются одним из самых востребованных и дешевых фруктов в России. Благодаря появлению новых садов с интенсивными технологиями выращивания (закладка требуется инвестиций от 3 до 5 млн рублей на гектар) внутренние сборы уже покрывают до 70% потребления, а при желании их можно довести и до 100%.
Потенциально высокомаржинальным может быть и бизнес по выращиванию чеснока – популярного у россиян овоща – в промышленных объемах. В 2021 году российский рынок этой не относящейся к экзотическим видам культуры почти на 75% был зависим от импорта из Китая, тогда как в целом доля импорта оценивается в 90%. Почему же в РФ не выращивают чеснок? Главная причина – значительные затраты на механизацию процесса. Ведь придется устанавливать системы капельного орошения, закупать специальное оборудование (сажалки, линии по дроблению, калибровке и сушке), строить хранилища. Только в этом случае можно надеяться на скорое получение прибыли.
«С чесноком, по правде говоря, куда сложнее. Это очень дорого, а, как известно, предприниматели и аграрии в основном не хотят вкладывать непосильные суммы для того, чтобы в какой-то перспективе это окупилось. Плюс вопрос в оборудовании: капельное орошение и сушка – это в основном импортные механизмы и запчасти. Импортозамещение пока не затрагивает эту сторону, но думаю, что вскоре сможет похвастаться и новыми разработками для агрокомплекса», – подытожил Леонид Белый.
Еще один перспективный бизнес-вариант – выращивание томатов. Согласно оценке Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), обеспеченность российских потребителей популярным овощем в 2021 году составляла 60%, хотя годом ранее – около 54%. Из-за границы завозится более 455 тыс. тонн. И эти объемы вполне можно заместить отечественной продукцией. Рациональный подход ко всем этапам производственного процесса позволяет окупить первоначальные вложения в течение одного-двух сезонов.
Источник - Экономика сегодня