Вы можете зайти в личный кабинет, где доступна вся информация по вашему участку, или остаться
Потенциал России в отношении пищевых продуктов леса оценивается в 15 млн т ежегодно, при этом эксплуатационный потенциал составляет около 7,5 миллиона тонн. Наши дикоросы – дикая ягода, кедровые орехи, а также множество трав и грибов, не имеют аналогов по объемам производства нигде в мире
Дикоросы, которые можно заготовить в промышленных количествах, произрастают в отдаленных лесных районах, недоступных для обычных сборщиков. Поэтому их сбором занимаются жители таежных деревень и сел. Транспортировка скоропортящейся продукции из этих труднодоступных мест также непроста и дорогостояща – этим объясняется немалая цена дикоросов при большом спросе на них.
Заготовка растительного сырья распространена в Архангельской области, на Урале, Алтае, Забайкалье, Приморье и Бурятии. Во времена СССР в год собирали до 2,5 миллионов тонн такой продукции в год, сегодня годовой сбор составляет всего около 750 тыс тонн по всем видам сырья, но невозможно учесть «серый» сектор. Учет в сфере собирательства дикоросов представляет значительные трудности. Фактический объем сбора, который публикует Союз переработчиков дикоросов, составляет 25 тыс тонн орехов, 20 тыс тонн грибов, 60 тыс тонн ягод, 5 тыс тонн лекарственных трав и 20 тыс тонн березового сока в год. Из общего объема в 750 тыс. тонн всего лишь 130 тыс. тонн поступают на промышленную переработку.
Официальная статистика федерального лесоустроителя «Рослесинфорга» по объемам сбора дикоросов на арендованных лесных участках указывает, что в 2023 году сбор дикоросов (это орехи, дикие ягоды, грибы, лекарственные травы и прочее) превысит 25 тысяч тонн. Разница в оценках объема рынка между отраслевыми ассоциациями и официальными организациями объясняется тем, что «Рослесинфорг» учитывает только данные по компаниям, которые официально арендовали лесные участки, тогда как большинство дикоросов до сих пор собираются по старинке.
Кедровый орех и лекарственные растения в основном экспортируются в Китай, дикая ягода и лесные грибы – пользуются спросом в Европе. Все эти съедобные дикоросы можно успешно перерабатывать на пищевых предприятиях России, которых в настоящее время достаточно, и они обладают современным оборудованием. С лекарственными растениями ситуация более сложная, так как требования к качеству и стандартам различаются в зависимости от страны-импортера.
Ситуация с мощностями по переработке существенно разнится в зависимости от типа дикоросов. Для кедровых орехов в России имеется достаточно мощностей, как утверждают эксперты. Средний сбор кедрового ореха за 10 лет составляет около 15000 тонн, после удаления скорлупы получается 4-5 тысяч тонн ядра, которое направляется на российские перерабатывающие предприятия. Китай чаще закупает орех в скорлупе, а не в виде очищенных ядер.
Цены на дикоросы изменяются в стандартных рамках сезона год от года. Самые низкие цены обычно наблюдаются в период сбора летом и осенью. Затем, из-за затрат на хранение и изменения рыночной конъюнктуры, цены могут увеличиваться 2-3 раза к началу следующего сезона сбора. Этот цикл повторяется из года в год. Иногда цена на выбранный продукт растет быстрее из-за появления иностранных покупателей, предлагающих более высокие цены. Это наблюдается, например, с кедровыми орехами и лесной черникой.
Стоит отметить, что дикоросы всегда будут дороже, чем культивируемые растения и фрукты. Это связано, в первую очередь, с высокими затратами на их сбор и заготовку. Первая часть стоимости включает в себя затраты на трудозатраты сборщиков, стоимость топлива и урожайности. Если урожая нет, сборщикам приходится перемещаться на другие природные участки, что сопровождается существенным ростом логистических затрат. Например, сезон сбора брусники длится всего несколько недель в августе и сентябре. В этот период свежая ягода в разных регионах страны продается недорого, а потом цена растет.
Вторая часть стоимости включает в себя затраты на переработку (сушку, очистку, заморозку, измельчение, калибровку), упаковку и фасовку, наценку торговых сетей. Торговая наценка обычно составляет 30% и выше от оптовой цены, установленной переработчиком. В розничных сетях цены на кедровые орехи и замороженные дикие ягоды имеют наценку в 100% и более, а на сушеные травы наценка может составлять тысячи процентов.
Как мы видим, проблемы, связанные с доставкой диких ягод в магазины или перерабатывающие предприятия, ограничивают возможности увеличения запасов свежей дикорастущей продукции в торговых сетях. К сожалению, потребительские кооперативы еще не полностью освоили такой важный источник сырья, как дикие ягоды, орехи и грибы. Один из способов решения этой проблемы – создание относительно недорогих линий переработки и упаковки, которые позволят сохранить дикие ягоды и грибы в течение длительного времени и обеспечивать их поставки на протяжении всего года. При этом следует обратить особое внимание на вопрос консервирования дикорастущих ягод в виде полуфабрикатов для общественного питания и кондитерской продукции.
Источник - Свое Фермерство