Вы можете зайти в личный кабинет, где доступна вся информация по вашему участку, или остаться
В Госдуме считают, что плавучим домам пора дать официальный статус.
Дома на воде могут стать обычным явлением в России — премьер-министр Михаил Мишустин попросил Минприроды, Минстрой, Росприроднадзор, МЧС и Росреестр продумать, как в России можно использовать так называемые хаусботы. Доклад от ведомств на эту тему глава кабмина ожидает к 1 июня 2021 года.
По мнению депутатов Госдумы, возможность жить на воде — очень перспективное направление, привлекательное как для туристов, так и для россиян, которые предпочли бы каждую ночь засыпать, покачиваясь на волнах. Однако официального статуса у хаусботов в России нет, как и не установлены правила их содержания.
Если земля дороговата
Плавучие дома конструируют специально, ставя их вместо фундамента на плавучую платформу — понтон, изготовленный из дерева, железа или бетона. Некоторые хаусботы не имеют двигателя и просто пришвартованы к берегу, где подключены к электросети и водопроводу, другие оснащены лодочным мотором, автономной системой энергоснабжения и способны совершать продолжительные круизы.
Появились такие жилища в США начале XX века, затем мода на них распространилась по Европе, где появились посёлки хаусботов. Например, в Амстердаме есть целая коммуна плавдомов, в которых живёт свыше 2,5 тысячи семей.
Чаще всего мысль построить дом на воде приходит в голову из-за высоких налогов на землю либо из-за недостатка или дороговизны участков в крупных городах, как, например, в Германии или Нидерландах. Ещё одна причина — обычное желание чего-то необычного в жизни. Строят не только жильё, но и отели — таких много в Париже, Стокгольме, Праге, но лидер здесь опять Амстердам, где есть 74 плавучие гостиницы. Кстати, отсутствие необходимости платить за аренду земли делает такие отели дешевле для постояльцев: жить в «трёх звёздах» можно за ту же цену, что в «двух звёздах» на берегу.
Кстати, в Петербурге с его реками и каналами тоже хотели дать ход строительству отелей на воде. Идею активно обсуждали перед чемпионатом мира по футболу 2018 года, а местные депутаты даже приняли в первом чтении поправки в местный закон о предпринимательстве, предусмотрев в нём возможность аренды под гостиницы участков набережных. Планировали построить восемь отелей, для них подбирали места у Васильевского и Крестовского островов, у Петровской косы и в других точках, не очень удалённых от исторического центра. Но чемпионат прошёл, и идея застопорилась.
В правительстве Москвы также ещё в 2018 году сообщали, что плавучие дома должны появиться в акватории Пестовского, Клязьминского и Химкинского водохранилищ.
Так что зампред Комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодёжи и председатель правления Союза развития туризма Сергей Кривоносов считает, что Правительство «очень своевременно» подняло тему хаусботов. Он рассказал «Парламентской газете», что в России уже открылось производство плавучих домов и сейчас идут переговоры с властями регионов, чтобы те подобрали пригодные для них водоёмы. Речь идёт о Москве, Петербурге, Московской, Ярославской, Ивановской, Псковской, Тульской областях, Краснодарском крае, сообщил Кривоносов.
«При этом мы понимаем, что просто строить и продавать эти дома без «привязки» сложно, — сказал парламентарий. — Нужно, чтобы регионы предоставили места, договоры водопользования, то есть чтобы был комплексный подход. Тогда это будет очень актуально и полезно для развития индустрии туризма в нашей стране».
Почти как в автодоме
Если во Франции для возведения хаусбота человек может купить разрешение в мэрии, то в России правил для этого нет. Статус плавдомов в нашей стране вообще не определён жилищным законодательством. Зато хаусбот вписывается в определение маломерного несамоходного судна, данное в Кодексе внутреннего водного транспорта. Согласно Кодексу, длина такого судна не должна превышать 20 метров, а пассажировместимость — 12 человек.
Первый зампред Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Сергей Пахомов уверен, что у людей должен быть выбор, где жить — в обычной квартире, автодоме, хаусботе или дуплексе. И у каждого вида жилья должен быть законодательный статус.
«В этом году нам предстоит определить статус апартаментов, — сказал Пахомов «Парламентской газете». — Некоторые эксперты предлагают присвоить им статус «жилья II класса». Возможно, по этой классификации свой статус смогут получить и хаусботы».
Депутат отметил, что сейчас жильцы плавдомов сами занимаются жизнеобеспечением объекта: покупают газ в баллонах, устанавливают бак для канализации, проводят электричество. Но в будущем, надеется он, в России тоже появятся плавучие посёлки с управляющими компаниями, которые и будут следить за пирсом, порядком, безопасностью, обеспечивать дома электричеством, убирать мусор. Также Пахомов напомнил, что наша страна уже имеет положительный опыт хаусботов: «Например, в советское время были распространены плавучие дачи «Берёзка». В них любили проводить выходные всей семьёй многие люди».
Но если и писать закон под плавдома, то в правилах их содержания нужно многое предусмотреть, считает председатель Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев: «Куда пойдут отходы жизнедеятельности? Везде ли можно будет кататься на своих домах или они должны быть навечно пришвартованы? Должен ли быть для таких домов «порт прописки»? Как быть с доступом к воде для «земных» жителей?»
Регистрировать уже можно
Сейчас плавучие дома можно зарегистрировать как маломерное судно в Государственной инспекции маломерных судов — для этого нужны договор купли-продажи, технический паспорт, удостоверение личности владельца, ИНН и квитанция об уплате госпошлины. После этого владелец получит судовой билет, который удостоверяет право его собственности и вместимость плавдома, а также право поднимать на хаусботе государственный флаг.
Идеальным местом для плавучего дома могут стать небольшие закрытые водоёмы, например озёра или пруды, где нет волны, а угнать хаусбот практически невозможно. По факту же плавучий дом можно пришвартовать в любом месте, где не запрещена стоянка судов и нет помех судоходству. Но чтобы избежать разногласий с проверяющими органами, стоит заключить с местной администрацией договор о водопользовании на 20 лет: статьи 11.1 и 11.2 Водного кодекса допускают предоставление акватории в пользование для рекреационных целей, в частности для создания стационарных и плавучих платформ на воде.
Источник - Парламентская газета